Что римляне заимствовали у греков и как создавалась греко-римская культура?

8 лекций, доступных бессрочно​

Культура древнего Рима III века до Р.Х. – I века по Р.Х..
В чем уникальность Рима, какую роль он сыграл в формировании европейской цивилизации?

О курсе

В этом курсе – все о Древнем Риме. 

Именно римляне стали продолжателями греческой культуры. Они воспринимали опыт древних греков и, одновременно, соперничали с ними. В чем римляне так и не достигли греческого могущества? А в чем – опередили великий народ? Как они завоевывали новые территории и распространяли свою культуру? Почему именно римляне стали господствующей державой мира на несколько веков? 

Как формировалась римская культура: философия, образование, искусство? Почему именно латинский алфавит стал «прародителем» современных романских языков? О чем размышляли лучшие римские умы: Вергилий, Квинтилиан, Цицерон, Цезарь, Сенека и другие. Об этом и многом другом – в нашем курсе.

Доступ

бессрочно

Продолжительность

8 видеолекций + 2 вебинара

Как формировалась римская культура: философия, образование, искусство? Почему именно латинский алфавит стал «прародителем» современных романских языков? О чем размышляли лучшие римские умы: Вергилий, Квинтилиан, Цицерон, Цезарь, Сенека и другие. Об этом и многом другом – в нашем курсе.

Кому полезен?

Тем, кто не понимает, почему несмотря на то, что древних греков уже давно не существует, о них до сих пор говорят

Тем, кто пытался читать «Илиаду» или «Одиссею», но «сломался» на списке кораблей или раньше

Тем, кто увлекается греческой мифологией, древностью и любит искать корни настоящего в прошлом


Тем, кто не раз пытался осилить историю Древней Греции, но постоянно путается в обилии имен, школ и достижений. А также сомневается в достоверности тех или иных распространенных фактов об этом историческом периоде

Программа курса

В чем Вергилий соревновался с Гомером? Почему эпос был так важен для древних?  Чему нас учат герои эпоса? Как Эней переосмысливает события Троянской войны? Чем римляне отличаются от греков?

 

Ссылка на урок

Какое влияние оказали греки на латинский алфавит? Какие племена жили на Апеннинском полуострове? Этруски: кто это такие и как они связаны с римлянами? Какой вклад внес Петр Рамус в создание латинского алфавита? На что опирались римляне при создании законов?

 

Ссылка на урок

Как римляне завоевали свой флот? Как зарождается римская литература? Развитие римской философии. На чьих текстах вырастает римский народ? Благодаря какому античному произведению римляне начинают соотносить себя с греками?

 

Ссылка на урок

В чем заключается идея «идеального оратора»? Что лучше: необразованный талант или обученная посредственность? Хороший учитель – какой? Что Квинтилиан пишет о дурных учителях? Почему риторика – это не только красивые слова? Как научиться говорить красиво? Что помогает в ораторском искусстве? Логика Квинтилиана — в чем ее особенность и сила? Почему Квинтилиан сравнивает красноречие с горой? Потеряна ли в современном мире связь с античной риторикой?

 

Ссылка на урок

Образование, полученное Цицероном: риторика (судебная и политическая) и философия. Государство и Законы Цицерона. Цицерон и Платон.

 

Ссылка на урок

Универсальный гений Цезаря. Цезарь и идея Римской империи.

 

Ссылка на урок

Римляне воспроизводят все жанры греческой литературы, с самого начала сознательно соперничая с греками (Плавт и Теренций. Энний и Невий). Золотой век римской литературы (Лукреций и дидактический и философский эпос. Гораций и эолийская лирика. Вергилий и Гомер). Римское искусство и его греческие образцы (изобразительное искусство, скульптура, архитектура).

 

Ссылка на урок

«Вторая софистика». Греческий стоицизм в Риме (Сенека, Мусоний Руф, Эпиктет, Марк Аврелий). Восстановление четырех философских кафедр при Марке Аврелии. Римляне опознают нового лидера, готового нести бремя Европейской цивилизации.

Ссылка на урок

Лекторы курса

Беликов Алексей Евгеньевич

Кандидат филологических наук, доцент кафедры классической филологии филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Гимадеев Ильяс Рустэмович

Кандидат филологических наук, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова.

Научные интересы: классическая филология, латинская лексикология, Гораций.

Чем полезен курс?

После нашего курса вы:

 

— убедитесь раз и навсегда, насколько уникальны древние греки и в том, что Гомер, Сократ и Аристотель повлиял на Вашу жизнь и образ мысли не меньше Пушкина, Достоевского и Толстого;

 

— перестанете путать троянцев с ахейцами, поближе познакомитесь с софистами;

 

— пройдетесь по основным составляющим быта, культуры и достижений древних греков;

 

— снова или впервые ненадолго почувствуете себя студентом философского факультета и окунётесь в атмосферу университетского знания.

Автор проекта

Юрий Анатольевич Шичалин — доктор философских наук, профессор. Филолог-классик, переводчик с древнегреческого, издатель трудов Платона, Плотина и др. Создатель классической гимназии. Работал секретарем выдающегося русского философа Алексея Федоровича Лосева.

Курс 3

Что римляне заимствовали у греков и как создавалась греко-римская культура?

Добавьте этот курс в личный кабинет и начните изучение!

Курс подходит и тем, кто начинает «с нуля»,
и тем, кто хочет увеличить имеющиеся знания.

Что нужно для участия?

– Желание;

– Оставить свой e-mail;

– Телефон или компьютер, оборудованный звуковым выводом.

По всем вопросам: [email protected]