Курс 2

Как греческая культура определила дальнейшее развитие европеизма?

8 лекций, доступных бессрочно​

Культура древних греков VIII-IV веков до Р.Х. Феномен Древней Греции. Греческое образование, философские школы и формирование европейских научных центров.

 

«…и как мы ни груст­ны,

Скро­ем в серд­ца и заста­вим без­молв­ст­во­вать горе­сти наши.

Серд­ца кру­ши­тель­ный плач ни к чему чело­ве­ку не слу­жит…

Гомер. Илиада. Песнь XXIV»

 

О курсе

Этот курс – открывает наш путь по линии времени. Первый пункт – Древняя Греция. Обращаемся к греческому алфавиту, первым записям и рисункам, погружаемся в мир эпических произведений, анализируем конфликт Илиады, проходим путь Одиссея, отправляемся в первые школы и библиотеки, пройдёмся по театральным действам и подойдем вплотную к главным философским школам и направлениям.

Пожалуй, нет загадочнее народа, чем древние греки. Представлений, мифов и легенд о таинственных обитателях Средиземноморья – предостаточно. Но вдаваться в детали и говорить о древности всегда непросто. Существовал ли Гомер? Кто и с кем воюет в Илиаде? Почему список кораблей такой длинный? Как различить древнегреческую трагедию и комедию? Кем были софисты? Как появилась политика, история, риторика? На эти и многие другие вопросы отвечаем в этом курсе.

Доступ

бессрочно

Продолжительность

8 видеолекций + 2 вебинара

Пожалуй, нет загадочнее народа, чем древние греки. Представлений, мифов и легенд о таинственных обитателях Средиземноморья – предостаточно. Но вдаваться в детали и говорить о древности всегда непросто. Существовал ли Гомер? Кто и с кем воюет в Илиаде? Почему список кораблей такой длинный? Как различить древнегреческую трагедию и комедию? Кем были софисты? Как появилась политика, история, риторика? На эти и многие другие вопросы отвечаем в этом курсе.

В лекциях Вы услышите много знакомых имён: Гекатей Милетский, Пифагор, Гомер, Парменид, Эмпедокл, Эсхил, Софокл, Гиппократ, Аристотель. Как эти люди повлияли на нашу жизнь? Какие достижения стоят за этими именами? Какие ошибки они совершали? Разбираемся во всём детально и основательно.

Кому полезен?

Тем, кто не понимает, почему несмотря на то, что древних греков уже давно не существует, о них до сих пор говорят

Тем, кто пытался читать «Илиаду» или «Одиссею», но «сломался» на списке кораблей или раньше

Тем, кто увлекается греческой мифологией, древностью и любит искать корни настоящего в прошлом


Тем, кто не раз пытался осилить историю Древней Греции, но постоянно путается в обилии имен, школ и достижений. А также сомневается в достоверности тех или иных распространенных фактов об этом историческом периоде

Программа курса

Что отличает древнегреческую культуру от восточной? Почему она уникальна, несмотря на заимствования у египтян?

Ссылка на урок

Поэмы Гомера: их создание с опорой на алфавит. Миметический характер гомеровского творчества. Гомер о воспитании героев. Гомер создает общегреческое прошлое. Гомериды – институция для сохранения и распространения гомеровских поэм. Развитие эпоса и поэзии (элегики, хоровая и сольная лирика). 

 

Ссылка на урок

Возникновение прозы, европейского законодательства и науки. Тексты законов и научные тексты «о природе» как первые образцы развитой прозы. Ионийская наука (ἱστορίη) и появление истории (Гекатей Милетский).

 

Ссылка на урок

Обучение грамоте по гомеровским поэмам. Феномен школы, возникновение библиотек (библиотека Поликрата на Самосе, библиотека Писистратидов, Ономакрит). Школа Пифагора: политика и наука. Аллегорическое толкование Гомера; создание приписываемых Орфею гекзаметрических «священных речей». Гераклит против Пифагора и Гомера. Парменид и Эмпедокл; Зенон.

 

Ссылка на урок

Общегреческие празднества (Олимпийские, Пифийские, Немейские, Истмийские игры): спорт, состязания мудрецов, театр; появление образованной публики; эволюция драмы: Эсхил, Софокл, Еврипид; Аристофан. Медицинские школы; Корпус Гиппократа; преподавание математики в V веке.

 

Ссылка на урок

Софисты – первые профессиональные «воспитатели людей». Появление пособий по риторике. Развитие судебного и политического красноречия. Риторические школы и политика. Историки Геродот и Фукидид.

 

Ссылка на урок

Понимание философии во второй половине V – в начале IV века. Философская школа и научный центр. Странствующие софисты и постоянная школа Исократа. Академия в ее противостоянии школам софистов и школе Исократа; воспитание воинов и философов в платоновском Государстве; создание научного центра в Академии при Аристотеле. Ликей и разработка системы наук.

 

Ссылка на урок

Исократ и Филипп Македонский. Аристотель – воспитатель Александра Македонского. Империя Александра Македонского и распространение греческой культуры.

 

Ссылка на урок

Лекторы курса

Богданова Ольга Алексеевна

Кандидат филологических наук, преподаватель МГУ им. М. В. Ломоносова.

Игорь Евгеньевич Суриков

Доктор исторических наук, профессор. Преподаватель РГГУ (кафедра истории и теории культуры), МФТИ (департамент истории). Главный научный сотрудник отдела сравнительного изучения древних цивилизаций Института всеобщей истории РАН. Область научных интересов: политическая и культурная история античной Греции. Автор более 500 опубликованных работ.

Чем полезен курс?

После нашего курса вы:

 

— убедитесь раз и навсегда, насколько уникальны древние греки и в том, что Гомер, Сократ и Аристотель повлиял на Вашу жизнь и образ мысли не меньше Пушкина, Достоевского и Толстого;

 

— перестанете путать троянцев с ахейцами, поближе познакомитесь с софистами;

 

— пройдетесь по основным составляющим быта, культуры и достижений древних греков;

 

— снова или впервые ненадолго почувствуете себя студентом философского факультета и окунётесь в атмосферу университетского знания.

Автор проекта

Юрий Анатольевич Шичалин — доктор философских наук, профессор. Филолог-классик, переводчик с древнегреческого, издатель трудов Платона, Плотина и др. Создатель классической гимназии. Работал секретарем выдающегося русского философа Алексея Федоровича Лосева.

Курс 2

Как греческая культура определила дальнейшее развитие европеизма?

Добавьте этот курс в личный кабинет и начните изучение!

Курс подходит и тем, кто начинает «с нуля»,
и тем, кто хочет увеличить имеющиеся знания.

Что нужно для участия?

– Желание;

– Оставить свой e-mail;

– Телефон или компьютер, оборудованный звуковым выводом.

По всем вопросам: academykurs@foma.ru