Курс 1

ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

8 лекций, доступных бессрочно​

Хронологические рамки европейской цивилизации: от изобретения алфавита по настоящее время

О курсе

«Античность — Средние века — Новое время». Пожалуй, каждому знаком такой подход к историческому исчислению со школьной скамьи. В этом курсе мы разочаруем вас в этой схеме и предложим иной подход к делению на периоды истории европейской цивилизации.

Этот курс — вводный курс ко всему проекту, который охватывает около 30 веков истории, 10 культур, десятки народностей, сотни книжных памятников, архитектурных строений, великих имён в рамках европейской цивилизации, а также её отголоски и влияние даже за ее пределами.

В первом курсе нашего цикла мы познакомимся с хронологическими рамками европейской цивилизации от изобретения алфавита по настоящее время. Со странами-носителями европейской цивилизации, и странами под ее влиянием. Выясним роль греко-римской и раннехристианской культур в становлении европейской цивилизации. И отдельно уделим внимание России и ее месту в этой системе.

Доступ

бессрочно

Продолжительность

8 видеолекций + 2 вебинара

 Читает курс автор проекта Юрий Анатольевич Шичалин. Им создана собственная периодизация европейской истории. Его подход основан на способах хранения и передачи информации: алфавит — свиток — кодекс — книгопечатание — компьютерные технологии. На основе этих вех в истории европейской мысли Юрий Анатольевич предлагает взглянуть на всю историю человечества немного с иного ракурса.

Кому полезен?

Тем, кто интересуется системным знанием, но уже не готов обратиться к университетским курсам и серьезным книгам

Тем, у кого нет времени на чтение исследовательской литературы, но есть желание вникнуть в суть исторических процессов прошлого и настоящего

Тем, кто хочет повысить свои компетенции в области истории цивилизации: политической истории, истории философии и искусства

Тем, кто ощущает себя потерянно в размышлениях об актуальных исторических процессах и не знает с чего начать шаги к пониманию их

Программа курса

– О чем книга Освальда Шпенглера «Закат Европы»?

– Последователь Шпенглера Арнольд Тойнби: книга «Исследование истории».

– Концепция Николая Данилевского: книга «Россия и Европа».

– Эрнст Трёльч. «Историзм и его проблемы»: какие цивилизации выделяет философ?

– Концепция Фрэнсиса Фукуямы.

– В чем Сэмюэл Хантингтон не согласен с концепцией Фукуямы?

– Какие выводы мы можем сделать?

Ссылка на урок

– Взгляд на историю европейской цивилизации на информационном срезе.

– Какие события стали определяющими в VI веке до н. э.?

– Чем характеризуется V век до н. э.?

– Римляне: почему именно они стали проводниками греческой культуры?

– В чем отличие римлян от греков?

– Грекофилия и ее последствия для римлян.

  Ссылка на урок

– Почему именно римляне стали последователями греко-римской культуры?

– В чем специфика христиан как нового народа – носителя европейской цивилизации? Почему именно они восприняли греко-римскую культуру?

– Какой вклад внесли христиане в развитие европейской цивилизации?

Ссылка на урок

– Как развитие европейской цивилизации связано с Гомером?

– Гомер и греческая литература

– Гомер в культуре Средних веков

– Гомер проявляется в русской культуре? Переводы Гомера в России

Ссылка на урок

– Эрих Ауэрбах. «Мимесис»: в чем заключается специфика гомеровского стиля?

– Как развивалось древнегреческое искусство?

– В чем состоит задача поэта по Аристотелю?

– Как Гомер повлиял на последующие культуры?

Ссылка на урок

– Как развивалась схема «фиксация – хранение – передача информации» на протяжении веков?

– Какую роль в этой схеме сыграла греческая культура?

– Какие исторические события стали определяющими для фиксации, хранения и распространения наследия предыдущих веков?

Ссылка на урок

– Какую позицию занимала Россия по отношению к Константинополю?

– Как русские князья повлияли на развитие образования на Руси?

– Москва – Третий Рим. С какого события Россия начала осознаваться себя отдельной, самостоятельной державой?

Ссылка на урок

– Петр I: почему именно его правление ознаменовало новый этап в развитии европеизма в России?

– Как русские писатели осваивали античное наследие?

– Образование в СССР: что изменилось?

– Почему Россия до сих пор остается на лидирующих позициях?

Ссылка на урок

Чем полезен?

После нашего курса вы:

— удивитесь масштабу эпохи, в которой мы живем;

 

— познакомитесь с тем, как менялось человечество и его представления о мире и самом себе;

 

— убедитесь раз и навсегда, насколько уникальны древние греки и в том, существовал ли Гомер;

 

— снова или впервые ненадолго почувствуете себя студентом философского факультета и окунётесь в атмосферу университетского знания.

Автор проекта

Юрий Анатольевич Шичалин — доктор философских наук, профессор. Филолог-классик, переводчик с древнегреческого, издатель трудов Платона, Плотина и др. Создатель классической гимназии. Работал секретарем выдающегося русского философа Алексея Федоровича Лосева.

ИСТОРИЯ Европейской Цивилизации

Добавьте этот курс в личный кабинет и начните изучение!

Курс подходит и тем, кто начинает «с нуля»,
и тем, кто хочет увеличить имеющиеся знания.

Что нужно для участия?

– Желание;


– Оставить свой e-mail;


– Телефон или компьютер, оборудованный звуковым выводом.