ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
8 лекций, доступных бессрочно
Хронологические рамки европейской цивилизации: от изобретения алфавита по настоящее время
О курсе
«Античность — Средние века — Новое время». Пожалуй, каждому знаком такой подход к историческому исчислению со школьной скамьи. В этом курсе мы разочаруем вас в этой схеме и предложим иной подход к делению на периоды истории европейской цивилизации.
Этот курс — вводный курс ко всему проекту, который охватывает около 30 веков истории, 10 культур, десятки народностей, сотни книжных памятников, архитектурных строений, великих имён в рамках европейской цивилизации, а также её отголоски и влияние даже за ее пределами.
В первом курсе нашего цикла мы познакомимся с хронологическими рамками европейской цивилизации от изобретения алфавита по настоящее время. Со странами-носителями европейской цивилизации, и странами под ее влиянием. Выясним роль греко-римской и раннехристианской культур в становлении европейской цивилизации. И отдельно уделим внимание России и ее месту в этой системе.
Доступ
Продолжительность
8 видеолекций + 2 вебинара
Читает курс автор проекта Юрий Анатольевич Шичалин. Им создана собственная периодизация европейской истории. Его подход основан на способах хранения и передачи информации: алфавит — свиток — кодекс — книгопечатание — компьютерные технологии. На основе этих вех в истории европейской мысли Юрий Анатольевич предлагает взглянуть на всю историю человечества немного с иного ракурса.
Кому полезен?
Тем, кто интересуется системным знанием, но уже не готов обратиться к университетским курсам и серьезным книгам
Тем, у кого нет времени на чтение исследовательской литературы, но есть желание вникнуть в суть исторических процессов прошлого и настоящего
Тем, кто хочет повысить свои компетенции в области истории цивилизации: политической истории, истории философии и искусства
Тем, кто ощущает себя потерянно в размышлениях об актуальных исторических процессах и не знает с чего начать шаги к пониманию их
Программа курса
– О чем книга Освальда Шпенглера «Закат Европы»?
– Последователь Шпенглера Арнольд Тойнби: книга «Исследование истории».
– Концепция Николая Данилевского: книга «Россия и Европа».
– Эрнст Трёльч. «Историзм и его проблемы»: какие цивилизации выделяет философ?
– Концепция Фрэнсиса Фукуямы.
– В чем Сэмюэл Хантингтон не согласен с концепцией Фукуямы?
– Какие выводы мы можем сделать?
– Взгляд на историю европейской цивилизации на информационном срезе.
– Какие события стали определяющими в VI веке до н. э.?
– Чем характеризуется V век до н. э.?
– Римляне: почему именно они стали проводниками греческой культуры?
– В чем отличие римлян от греков?
– Грекофилия и ее последствия для римлян.
– Почему именно римляне стали последователями греко-римской культуры?
– В чем специфика христиан как нового народа – носителя европейской цивилизации? Почему именно они восприняли греко-римскую культуру?
– Какой вклад внесли христиане в развитие европейской цивилизации?
Ссылка на урок– Как развитие европейской цивилизации связано с Гомером?
– Гомер и греческая литература
– Гомер в культуре Средних веков
– Гомер проявляется в русской культуре? Переводы Гомера в России
Ссылка на урок– Эрих Ауэрбах. «Мимесис»: в чем заключается специфика гомеровского стиля?
– Как развивалось древнегреческое искусство?
– В чем состоит задача поэта по Аристотелю?
– Как Гомер повлиял на последующие культуры?
Ссылка на урок– Как развивалась схема «фиксация – хранение – передача информации» на протяжении веков?
– Какую роль в этой схеме сыграла греческая культура?
– Какие исторические события стали определяющими для фиксации, хранения и распространения наследия предыдущих веков?
Ссылка на урок– Какую позицию занимала Россия по отношению к Константинополю?
– Как русские князья повлияли на развитие образования на Руси?
– Москва – Третий Рим. С какого события Россия начала осознаваться себя отдельной, самостоятельной державой?
Ссылка на урок– Петр I: почему именно его правление ознаменовало новый этап в развитии европеизма в России?
– Как русские писатели осваивали античное наследие?
– Образование в СССР: что изменилось?
– Почему Россия до сих пор остается на лидирующих позициях?
Ссылка на урокЧем полезен?
После нашего курса вы:
— удивитесь масштабу эпохи, в которой мы живем;
— познакомитесь с тем, как менялось человечество и его представления о мире и самом себе;
— убедитесь раз и навсегда, насколько уникальны древние греки и в том, существовал ли Гомер;
— снова или впервые ненадолго почувствуете себя студентом философского факультета и окунётесь в атмосферу университетского знания.
Автор проекта
Юрий Анатольевич Шичалин — доктор философских наук, профессор. Филолог-классик, переводчик с древнегреческого, издатель трудов Платона, Плотина и др. Создатель классической гимназии. Работал секретарем выдающегося русского философа Алексея Федоровича Лосева.
ИСТОРИЯ Европейской Цивилизации
Добавьте этот курс в личный кабинет и начните изучение!
Курс подходит и тем, кто начинает «с нуля»,
и тем, кто хочет увеличить имеющиеся знания.
Что нужно для участия?
– Желание;
– Оставить свой e-mail;
– Телефон или компьютер, оборудованный звуковым выводом.